Недавние события на Балканах вернули Сербию в фокус международного внимания. Александр Вучич, чья консервативно-популистская Прогрессивная Партия пользуется практически абсолютной властью в Сербии, в настоящее время ведёт переговоры с Косово и Европейским Союзом. Но в то же самое время он столкнулся внутри страны с ответной реакцией на то, как его авторитарное правление воздействует на политическую жизнь самой Сербии.

Каждую субботу в течение последних семи недель тысячи людей выходили на улицы Белграда, чтобы выразить своё возмущение избиением левого политика Борко Стефановича, одного из лидеров оппозиционного блока “Альянс ради Сербии”. Мирные протестующие также осудили рост репрессий против медиа после тайной покупки двух национальных телевизионных станций близкими к правительству лицами, а также ночное сожжение при помощи коктейлей Молотова дома журналиста, занимавшегося расследованиями.

Ещё предстоит узнать, будут ли протесты продолжать расти. Но, поднимая голоc в защиту демократии, свободы прессы, требуя окончания политического насилия, демонстранты прорывают покров тишины, созданный сербскими политическими лидерами и медиа.

Окровавленные рубашки

Протесты мгновенно вспыхнули в конце ноября, после избиения оппозиционера Борко Стефановича и его товарищей. Они были брутально атакованы группой людей в масках перед запланированным дискуссионным форумом, который Альянс ради Сербии собирался провести в Крушеваце. Стефанович — лидер Сербских Левых, левой партии, которая была одним из основателей этого Альянса — зонтичной организации, которая собрала воедино около тридцати партий и групп со всего политического спектра.

Альянс не ставит своей конечной целью приход к власти, а скорее предлагает идею переходного правительства, которое бы, по его убеждению, проложило путь к свободным и честным выборам в будущем. Учитывая радикально различающиеся политические ориентации, участники договорились сохранять единогласие по таким вопросам как Косово (соблюдение Резолюции ООН №1244, ради решения проблемы путем переговоров) и проевропейская ориентация.

Многие говорили, что железные прутья, которые использовали атаковавшие Стефановича люди, “раскрасили” его рубашку в красный цвет. В результате атаки, социальные медиа заполнил хэштег #StopKrvavimKosuljama (#ОстановитеКровавыеРубашки), слоган, который теперь символизирует растущие уличные протесты. Без сомнения, это событие стало маркером начала спонтанных демонстраций на улицах сербской столицы, которые теперь проводят студенческие группы, не принадлежащие ни к каким политическим организациям.

Протестующие ясно дают понять, то они не хотят, чтобы их представляли какие-либо партии, поэтому Альянс ради Сербии, а также не состоящие в нём партии, до сих пор уважали этот выбор. Тем не менее, у них общие цели: свобода медиа, окончание политического насилия и расследование убийства косовско-сербского политика Оливера Ивановича.

Медиа

Нет сомнений в том, что эрозия свободы медиа — ключевая проблема в сегодняшней Сербии. В прошлом году общественный телекоммуникационный гигант Telekom приобрёл кабельного оператора Kopernikus за 195 миллионов евро, эта сделка характеризовалась недостаточной прозрачностью и сомнительной оценкой рыночной стоимости. Имеющиеся в публичном доступе данные указывают на то, что рыночная доля Kopernikus была только 3,3 процента, то есть около 50 000 пользователей, но Telekom утверждает, что число составляет примерно 200 000 пользователей, что поднимает цену сделки примерно до 1 000 евро за пользователя. Эксперты утверждают, что Telekom не предоставил достаточных свидетельств в пользу экономической логики их оценки стоимости и предполагают, что могло иметь место нецелевое использование государственных средств в серьёзных масштабах.

Одна часть Kopernikus принадлежала польскому инвестиционному фонду Абрис, а другая Срджану Миловановичу, сербскому бизнесмену, чей брат занимает должность в правящей партии. Сделка Милановича прошла через его оффшорный фонд на Кипре. Эту историю делает ещё более неоднозначной то, что через месяц после сделки Миланович потратил деньги на покупку двух общенациональных телевизионных станций, оставшихся в иностранной собственности, Prva TV и O2. Поднялись протесты против полной блокады СМИ, последовавшей за покупкой, многие утвержали, что в Сербии больше нет ни одной независимой телевизионной станции.

В качестве примера этого нам достаточно взглянуть лишь на один инцидент с участием TV Studio B, которая тоже принадлежит бизнесмену, имеющему прочные связи с правительством. Студия отправила журналиста, чтобы вести прямой репортаж с места первого протеста. Тем не менее, репортаж шёл, когда протест уже закончился, толпы уже не было. Это не помешало журналисту сфабриковать репортаж и заявить, что “практически никто не протестует”, параллельно сделав несколько оскорблений в адрес оппозиции и протестующих. Этот репортаж напоминает лживые репортажи во время протестов против режима Слободана Милошевича в 1990-х, когда правительство использовало схожий стиль предоставления информации как стандартный инструмент пропаганды. Стоит отметить, что президент Вучич был в те времена министром информации.


президент Вучич, 2017 год

И наконец, Милан Йованович, журналист, который вёл расследование для местного вебсайта Zig Info, был атакован в 3.30 утра неизвестными личностями, когда он спал со своей семьёй. Нападавшие бросили коктейль Молотова через окно гаража и открыли огонь по входной двери, чтобы не дать ему уйти. Он и его жена сумели пробраться через заднее окно. Тревожные кадры сожжённого дома распространялись онлайн, был создан счёт на покупку нового дома. Международное сообщество осудило атаку, несмотря на пассивность Европейского Союза, который неустанно восхваляет сербский прогресс на пути к европейской интеграции. В реальности, “на местах” ситуация явно не стала лучше в том, что касается безопасности журналистов и их возможности предоставлять информацию свободно и независимо.

Пять миллионов на улицах?

В течение последних семи недель, каждую субботу, более десяти тысяч человек собирались в Белграде, чтобы протестовать против этой авторитарной атмосферы. Недавно протесты начались и в других городах по всей стране, посылая однозначный сигнал, что не все голоса одинаково слышны, несмотря на то, что правительство пользуется постоянной электоральной поддержкой.

надпись на стекле: “Вучич – вор”

Но, хотя тысячи человек протестуют каждую неделю, предвзятость медиа мешает их дальнейшему распространению. Протесты или полностью игнорируют, или демонизируют. В любом случае, власти уже выразили своё презрение: президент Вучич заявил, что он не удовлетворит ни одно требование, даже если “на улицах будут пять миллионов человек”, называя протесты “политическими” собраниями, организованными его политическими противниками, оппозиционными лидерами. Но большинство демонстраций дают голос силам, которые не способны выразить себя через имеющиеся институциональные каналы.

надпись на куртке: #1 из пяти миллионов

Это отвечает целям самих протестов. Люди на улицах хотят честных выборов, свободных и независимых медиа и окончания насилия, повсеместного в сербском обществе. Будут ли эти протесты расти или постепенно стихнут, станет ясно со временем. Пока что сильный снег не мешает тысячам собираться на площадях по всей стране на мирные шествия в защиту своих ценностей и своих прав.  


надпись на транспаранте: #1 из пяти миллионов

Автор — SERGEJ DOJCINOVIC.
Перевод выполнен С. Спаришем специально для сайта Народной Грамады и может свободно использоваться со ссылкой на сайт.
Оригинал текста можно найти по ссылке