Совсем недавно от нас ушёл достойный человек и замечательный журналист Алесь Липай. Можно без преувеличения сказать: этот человек был убит нашей омерзительной системой, у которой есть конкретный рулевой – Александр Лукашенко. Алесь Липай занимал принципиальную позицию, что очень редко случается в нашей стране. За это и был затравлен.
Один поэт с горькой иронией сказал: на концерте возле Оперного 25 марта только литератор Липай сделал политическое заявление, хотя там собралось много обывателей, называющих себя “политиками”. Склонен этому верить, хотя лично наблюдать не мог – терпеливо ожидал, когда один из этих “политиков” вызволит меня и моих товарищей из автозака.
Жаль, но принципиальные “Липаи” сейчас в дефиците. Всё чаще мы становимся свидетелями того, как под видом журналистики нам преподносят выхолощенный, кастрированный самоцензурой продукт.
Вот маленький пример. В статье, опубликованной порталом tut.by, я с удивлением прочитал: “Активисты профсоюза РЭП и гражданские активисты до объявления приговора руководителям профсоюза Геннадию Федыничу и Игорю Комлику отнесли в Администрацию президента обращение к главе государства. В нем они просят прекратить дело в отношении руководителей профсоюза”
Просят? Нормально так “попросили” – приклеили на окно “Лукашэнка, сыходзь” и текст обращения, начинающийся со слов “Былому прэзідэнту А. Лукашэнку”. А потом кинули ворох обращений на порог Администрации. И где упоминание Народной Грамады, Европейской Беларуси или БНК?
Особенно мерзко эти “случайные” неточности выглядят на фоне того, что люди собрались у Администрации “президента” поддержать не только Профсоюз РЭП, но и превентивно попавших под репрессии журналистов tut.by. В заявлении, опубликованном БНК перед акцией, было написано: “Мы заклікаем прынесці туды заявы з патрабаваннямі спыніць палітычныя рэпрэсіі супраць лідараў прафсаюза РЭП, грамадзянскай супольнасці і незалежнай прэсы, вызваліць і рэабілітаваць усіх палітвязняў”.
…подобная мелкая ложь уже давно стала нормой для нашей “журналистики”…
Зато трусливые заявления, в которых так называемые “политики” даже боятся назвать фамилию Лукашенко и обвиняют в репрессиях какое-то безликое “высшее руководство” – это можно освещать без самоцензуры, это почти не страшно
А как наши “СМИ” освещали события, происходившие в тот же день возле московского РУВД? Да, собственно, никак. Из СМИ там присутствовал только млявый внештатный сотрудник БелаПАНа, который больше похож на лабрадора, чем на журналиста.
Там был отличный материал для репортажа. Одной из задержанных стало плохо, но полицаи отказывались вызывать скорую помощь. Активисты Народной Грамады и Европейской Беларуси заблокировали все входы в здание. Полицаи были оттеснены внутрь здания и закрылись от нас, скрепив дверь наручниками. Используя методы ненасильственного сопротивления, мы доставили им такое неудобство, что скорая помощь приехала, опоздав всего на два часа.
Часто ли в Беларуси происходит подобное? В последний раз – в 2001 году. Казалось бы, многие с радостью ухватятся за такой сюжет. Но не в нашем Бермудском Треугольнике журналистики.
А как освещали суды над задержанными? Представьте себе картинку: люди не встают при входе “судьи”, подсудимые отказываются участвовать в этом цирке и не отвечают на вопросы. Николай Статкевич публично плюнул беларускому “суду” в лицо – а тот утёрся и сделал вид, что понравилось.
Как отреагируют беларуские СМИ, когда в следующий кто-нибудь возьмёт штурмом резиденцию “президента”, поставит ему напильник вместо геморроидальных свечек и организует торжественную дефенестрацию? Боюсь, если “Белсат” не доедет, то это будет некому освещать. Народ не сразу узнает о своём счастье.
А кто из местных “журналистов” осмелится дать рекламу митинга? Хотя в мирном митинге нет ничего незаконного, это наше конституционное право? Ответ известен: “Ну вы же сами всё понимаете”.
Жаль, но подлинная журналистика в дефиците. Есть достойные люди, работающие на зарубежные бренды – Белсат, Хартия… Но их слишком мало.
Как сказала одна мудрая женщина, на смену Липаям приходят Зиссеры.
С. Спариш