О ПРЕЗИДЕНТСКИХ “ВЫБОРАХ”

–  Зачем вы идёте на выборы? Чем вы руководствуетесь?
– Мы руководствуемся интересами нашей страны. Режим Лукашенко завёл её в системный тупик, это уже очевидно для большинства беларусов. Стране необходимы перемены. Мы хотим, чтобы эти перемены были мирными. Лучший путь к мирным переменам — через выборы.

– Но ведь в Беларуси нет честных выборов?
– Лукашенко совершил государственный переворот и превратил выборы в фарс. Поэтому, если мы хотим мирных перемен, мы должны вернуть народу его конституционное право избирать президента страны.
Президентская кампания Николая Статкевича и других кандидатов протеста — это в первую очередь борьба за права людей.

– Не лучше ли бойкотировать выборы?
– Бойкот — это всегда попытка сорвать выборы. В Беларуси нет выборов, голоса не считают. Как можно сорвать то, чего нет?

– А какой смысл участвовать в том, чего нет?
– Предвыборная ситуация — это ситуация наивысшей политизации общества. Эту политизацию можно использовать, чтобы добиться честных выборов.

– Как можно добиться честных выборов?
– К сожалению, у нас есть только один механизм, чтобы это сделать — давление улицы, уличный протест.

– Каким должен быть уличный протест?
– Ни в коем случае нельзя ограничиваться одной ночью, как в 2010 году. Это дало бы Лукашенко возможность сконцентрировать все силы в одной точке и в один момент. Необходима длительная протестная кампания.

– Не является ли участие в выборах легитимизацией режима?
– Единственное, чего боится Лукашенко — это уличный протест. Он знает, сколько диктаторов лишилось власти, когда люди выходили на улицы. И наоборот, самый лучший сценарий для Лукашенко — это наша пассивность. Если не будет настоящих оппонентов, Лукашенко всегда найдёт себе фейковых, готовых играть по его сценарию.

– Как доказать, что выборы прошли нечестно?
– Лукашенко по надуманным причинам не допустил регистрации 30 кандидатов протеста – тех, кого он боялся больше всего. Этого уже достаточно, чтобы признать нынешние выборы нелегитимными.

– Как отличить фейковых кандидатов от настоящих?
– По трём признакам: 1. Они никогда прямо не критикуют Лукашенко. 2. Они не зовут людей на улицы, чтобы бороться против фальсификаций. 3. Они в той или иной форме готовы признать победу Лукашенко.

– Почему не зарегистрировали Николая Статкевича?
– По Конституции Николай Статкевич имеет право быть кандидатом, а по их законодательству — нет. В статье 64 Конституции перечислены все причины, по которым человека можно лишить права быть кандидатом на президентских выборах. И подчёркнуто, что любое прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан в других случаях является недопустимым и наказывается согласно закону.

Статья 64.  Выборы депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности народом, являются всеобщими: право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет.

В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей. Любое прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан в других случаях является недопустимым и наказывается согласно закону.

Возрастной ценз депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности, определяется соответствующими законами, если иное не предусмотрено Конституцией.

Конституция — это Основной Закон и обладает большей юридической силой. Поэтому Николай Статкевич имеет законное право участвовать в выборах. Отказ в регистрации был незаконным, как и в случае с остальными кандидатами протеста.

– Готовы ли вы сотрудничать с другими кандидатами?
– Безусловно, если они готовы к реальным действиям и к борьбе за честные выборы. Мы предложим сотрудничество всем кандидатам, которые будут напрямую критиковать Лукашенко и призывать к уличному протесту против фальсификации выборов.

– Кто такие кандидаты протеста?
– Кандидат протеста— это человек, который даст возможность проводить “легальные” акции протеста без риска репрессий для участников.

Это единственная причина, по которой нормальный человек может участвовать в “выборах”. Точнее использовать юридические процедуры “выборов” в наших целях.

– Вы требуете введения карантина, но при этом призываете участвовать в уличных протестах. Это нелогично!
– Во-первых, Лукашенко хуже вируса.
Во-вторых, холуи Лукашенко сгоняли на парад насильно и запрещали людям надевать маски. А кандидаты протеста раздают маски всем желающим и помогли им обработать руки антисептиком. Таким образом можно защититься сразу от двух зараз: от коронавируса и от Лукашенко. Для Лукашенко важны понты, для нас – люди.

– Как вы относитесь к Сергею Тихановскому?
– Сергей Тихановский – один из кандидатов протеста.

– Как вы относитесь к праймериз?
– Ответ – в видеоролике:

– Не могу решить, что сделать – проголосовать за оппонента Лукашенко или не идти на выборы?
– Абсолютно всё равно. Выборов нет. Голоса не считают, как и явку. Результаты известны заранее. Единственное, что важно – это будете ли Вы на Площади.