Сергей Лавриненко: дети начинают смотреть на ситуацию под другим углом

Этот диалог – удивительный артефакт эпохи, в которой мы живем. Многие пишут что это совок. Нет, это не совок, это нечто совершенно иное. Это коммуникация двух параллельных вселенных. Точнее попытка одной вселенной достучаться до другой.

Ведь чтобы ребенку говорить твердо и посмеиваясь “нет, я не хочу вступать” на настойчивые просьбы завуча – нужно иметь уверенность в поддержке и родителей и коллектива. То есть среда этих детей, учащихся элитной гимназии, достаточно гомогенна в своих интересах и взглядах. Позволить себе роскошь_иметь_позицию, отличную от позиции государства, может иметь лишь тот, кого с этим государством мало что связывает. То есть это дети, чьи родители работают на себя или в частном секторе, где членство в БРСМ всем до фонаря, за это не спросят, спрашивают за другое. Что не удивительно, повторюсь, для детей в хорошей (“первые места везде”) минской гимназии (номер которой гуглится за 10 секунд по имени отчеству руководителя).

С другой стороны, мы видим измученную женщину, перед которой стоит конкретный KPI, который влияет на то, сколько она купит своим детям еды в магазине. Которая не может похвастаться зарплатой как в частном секторе. Которая не может гибко адаптироваться к рынку труда в случае увольнения – сколько частных школ в Минске? Три? Сколько в них завучей? И эта женщина чувствует абсолютное бессилие умноженное на злость. Она не может позволить себе роскошь_иметь_позицию. Ей главное чтобы без косяков было и с неё не спросили за это, а лучше дали бы премию. Но хотя бы чтобы не наорали на планерке. Уверен, она сейчас рыдает.

В каком нибудь райцентре, где большинство детей – работники бюджетников или госов, наверняка было бы не так. То есть ни у кого вопроса бы не вызвало требование партии обеспечить 100% вступление. Родители очень быстро бы объяснили детям, что их роскошь_иметь_позицию может потенциально трансформироваться во вполне конкретный неприятный диалог с их собственным начальством, что потенциально может напрямую сказаться на наполнении холодильника. Но вот если у значительного числа детей в классе папка, например, работает уже в Москве или Польше… действительно, дети начинают смотреть на ситуацию немного под другимвзглядом. И ведь таких становится все больше. И все это понимают. Тектонические сдвиги.

Старину Маркса принято ругать, но в одном он был прав точно: экономические интересы определяют все. Чем больше структура экономики уходит от советской, тем больше роскошь_иметь_позицию распространяется среди населения, даже если холодильники заполняются не так уж и хорошо как и хотелось бы.