Мы правильно делаем, когда указываем на опасности слияния-поглощения с Россией, говоря об ужасах, творящихся в России: о неуважении к правам человека и игнорировании гражданских свобод; о количестве там политзаключенных (посмотрите на сайтах “Руси Сидящей” и “ОВД-инфо” — вы не сможете написать им всем, у вас не хватит времени, а то и просто денег на марки); какой там уровень коррупции, бедности, социального расслоения; и, наконец, насколько опасны военные авантюры России, в том числе с вербовкой молодых мужчин в наёмники…
Но я хочу особо указать ещё на один важный аргумент. Который поможет нам против утверждений о положительных сторонах России. Который объясняет, что даже какие-то плюсы в России не делают “интеграцию” с ней хорошей идеей.
Дело вот в чем: надо интегрироваться не в авторитарные системы, а в демократические. Не в империи, а в свободный мир.
Полезно сравнивать евразийский проект и “союзное государство”, с одной стороны, и ЕС и весь европейский проект с другой — вот по какому признаку: по признаку ценностей и основных принципов.
Вот цели Европейского Союза: мир и благополучие граждан; свобода, безопасность и справедливость, действующие поверх границ; устойчивое развитие; научный прогресс; борьба с дискриминацией; солидарность между странами; уважение к их языковому и культурному разнообразию (какой важный пункт для Беларуси!); ну и конечно же экономический союз с евро в качестве единой валюты. Ценности Евросоюза таковы: человеческое достоинство, свобода, демократия, равенство, верховенство закона, права человека.
В этом перечислении мы ориентируемся на информацию с официального сайта ЕС. Из того, что мы знаем из практики, из СМИ и опыта наших соотечественников, живущих в ЕС, мы можем сделать вывод, что сей идеал ещё далеко не достигнут, — но объединенная Европа в своих практиках активно стремится к этому.
Также нужно обратить внимание на полную добровольность членства в ЕС! Например, брекзит не стал причиной для ввода войск в Лондон из Брюсселя (как Москва ввела войска в попытавшуюся выйти из-под советского контроля Прагу в 1968 году); весь сыр-бор закрутился вокруг условий выхода, о чем не прекращаются переговоры; британцев никто силой не держит.
О смысле евроинтеграции, на мой взгляд, хорошо рассказывают американский историк Тимоти Снайдер (Timothy Snyder) и российский историк Андрей Зубов (в интернете есть их лекции в открытом доступе).
А каковы цели и ценности “союзного государства”?
Занятно, что я не нашла ответа на этот вопрос ни на сайте “Союз”, посвященном этому проекту, ни на портале “Евразия Эксперт”. О ценностях проекта, ради которого нам предлагается жертвовать беларуской независимостью, мы можем судить разве что по поведению России, которая тянет нас в этот проект, в областях идеологии, а также политических практик, — и в таком случае бросается в глаза нравственный релятивизм, связанный с неверием в демократию и возможности гражданского общества (идея, якобы демократии нет нигде и все только притворяются, а также конспирологические объяснения общественных процессов); патриотизм, понимаемый как приоритет государства над личностью; коллективизм, жертвенность и духовность, понимаемые авторитарно; сексизм и репродуктивное принуждение женщин в виде бренда “традиционных ценностей”; и, наконец, новый расизм и ксенофобия, связанные с цивилизационным подходом к истории и современности, преувеличиванием различий и самобытности народов и отрицанием концепта общечеловеческих ценностей.
(Скажете, что я передергиваю? — Хорошо, покажите мне какой-либо официальный перечень ценностных основ проекта “союзного государства”!).
Что же до добровольности членства — вспомним, что в 2014 году Украина подверглась военному вторжению и аннексии ее территорий Россией только лишь за свое движение к евроинтеграции. Про “суверенитет” путинская Россия говорит только тогда, когда утверждает свое право делать со своими гражданами что хочет, не считаясь с международными нормами, — а уважения к суверенитету других государств в этой системе координат нет. Даже если это просто соседи, ещё не вступившие в “союзное государство”.
Вступление в ЕС Беларуси не только не навязывается, но и является возможным только в результате долгого и трудоемкого пути евроинтеграции. В “союзное государство” нас тащат чуть ли ни силой. Но если нам дороги демократия, открытое общество, права и свободы человека — надо в меру сил и возможностей протестовать интеграции с Россией и способствовать евроинтеграции Беларуси.
Завершу это рассуждение текстом моего комментария на портале “Евразия Эксперт”:
“Не надо никакого “союзного государства” из двух недемократических режимов. Надо интегрироваться не в авторитарные системы, а в демократические. И Беларуси, и России нужна евроинтеграция! Беларусам и россиянам нужно сотрудничать разве что с гражданскими обществами друг друга, помогая друг другу бороться за демократию и открытые общества в наших странах, за свободные, открытые, толерантные и европейские Беларусь и Россию”.