Николай Статкевич: Для меня даже простое дерево — чудо

По любимым местам Минска с Николаем Статкевичем — поехали!

Лидер незарегистрированной партии «Народная Грамада» Николай Статкевич в Минске больше всего любит парки. Сегодня он особенно восхищается красотой природы и окружающего мира. Ценить такие простые радости жизни белорусского политика научили непростые жизненные обстоятельства.

ЛОШИЦКИЙ ПАРК: «ПОМНЮ ЕГО ПОДЗАБРОШЕННЫМ И ДИКИМ»

– На мой взгляд, именно Лошицкий парк – одно из красивейших мест в нашем городе. Я и живу неподалеку, поэтому здесь бываю очень часто. Иногда просто гуляю тут, а когда надо куда-то идти, стараюсь тоже пройти через парк. Здесь особая энергетика. Очень красивая природа. Помню его, когда он был еще подзаброшенным и диким. Мне таким он даже больше нравился. Был, что ли, более живой. Жалко, что вырубили некоторые старые высокие деревья, нет и ягодных плантаций, как раньше. Но этого уже не вернешь. Я привык к его новому виду и теперь чувствую себя здесь гармонично. Живу в частном секторе, в доме, где выросла моя жена. Возле него разбит большой старый сад. Там много цветов, деревьев. Правда, наш дом хотят снести. Может, потому и хотят, что мне там так нравится. Это было демонстративное решение. Да, вокруг сносили частные дома, но именно нашу улочку было решено не трогать. А на следующий день после того, как я провел акцию протеста после парламентских выборов (12 сентября 2016г.), резко внесли изменения в Генплан застройки Минска по сносу нескольких домов. Сейчас мы в ожидании.

В принципе, теперь самые любимые мои места в Минске – это парки. Во-первых, я восхищаюсь природой, а во-вторых, это связано со сложившимися обстоятельствами моей жизни. После пятилетнего тюремного заключения по-особому воспринимаешь новизну и красоту природы. Тем более четыре года я провел в т.н. «крытой» тюрьме. Большинство заключенных отбывают наказание в колониях. Они напоминают армию: люди живут в своеобразных казармах, ходят на работу, передвигаются по свежему воздуху. А «крытая» тюрьма – это совсем другое. Твое перемещение ограничено собственной камерой и прогулочной. Из одной в другую тебя ведут по коридорам с собаками. На встречу с адвокатом – по подземным переходам. В прогулочной камере над головой висит очень густая сетка. Ты не видишь неба, деревьев, травы… И когда из таких мест попадаешь в обычную колонию, то просто пьянеешь от свежего воздуха, обнимаешь деревья и чувствуешь себя счастливым. После такого начинаешь совершенно по-новому относиться к природе, по-особенному ценишь красоту нашего мира. У меня, можно сказать, произошла некая деформация восприятия. И в какой-то мере меня это даже радует. Ведь порой люди не замечают этой красоты вокруг. А для меня даже простое дерево – это чудо. Когда посещаю другие страны, также стараюсь насладиться местной природой, узнать, как там живут люди. А вот памятники архитектуры интересуют в меньшей степени. Да, красиво, но это же камни. А я столько времени провел в каменном мешке.

Вообще, люди ко всему могут привыкнуть. В таких суровых условиях главное – уметь и любить читать. Важна и физическая активность, которая тесно связана с психикой. Не скажу, что я такой уж сторонник спорта, но занятия физкультурой считаю крайне важными. Тюрьма меня еще больше закалила. И я попал туда уже без страхов. Правда, не знал, что такое одиночная камера. Не был уверен, выдержу ли. Но все оказалось не так и страшно.

ПАРК ГОРЬКОГО: «ЗДЕСЬ СВИСЛОЧЬ КАЖЕТСЯ БОЛЬШОЙ»

Николай Статкевич: «Свислочь не такая большая река, но в этом месте она кажется очень внушительной»

– С парком Горького связано немало воспоминаний. Это и личные моменты, и деловые встречи. Свислочь не такая большая река, но в этом месте она кажется очень внушительной. Мы не избалованы старинными зданиями. Но здорово, что географически живем в месте, где так много зелени. Вот и в центральном парке можно наслаждаться этой красотой. Обидно, что сейчас мы видим здесь такую несуразную постройку, как недостроенный отель. Когда смотришь в его сторону, абсолютно нарушается чувство гармонии. К сожалению, сегодня в нашей столице все чаще появляются такие уродующие город архитектурные решения. Наглядный пример – как раз эта недостроенная гостиница и «дом Чижа», который нависает над Троицким предместьем, подавляя это красивое место. Но все же сильно Минск не поменялся. Мне очень нравится центр: район улицы Карла Маркса, парк Янки Купалы. Есть места, которые изменились в хорошую сторону. Как и любой город, Минск преобразовывается. Но нельзя спокойно смотреть, как повсеместно за взятки впихивают коммерческое жилье. Куда ни глянешь – везде бетонные коробки. Я понимаю, что квартиры в Минске пользуются колоссальным спросом, что люди стремятся вырваться из регионов, где нет нормальной работы, и переехать в столицу. Но это проблема нашей системы. Ведь все цивилизованные страны развиваются гармонично. Как раз, когда гуляю, думаю про наши перспективы. Я сейчас чувствую особенную ответственность перед страной. Собираюсь идти на президентские выборы. И это не мое решение. Мою кандидатуру утвердил совет Белорусского национального конгресса. Он формируется из числа представителей демократических партий и организаций региональных коалиций демократических структур. И в его состав входят очень компетентные, ответственные люди, например, Станислав Шушкевич, Владимир Некляев, Андрей Санников, Геннадий Федынич и др. Все они опытные политики, конечно, со своими амбициями. Но именно меня они избрали лидером борьбы за свободу, за возвращение выборов, за демократию. Формально – это выдвижение в президенты. Но наш главный расчет – на использование возможностей, которые дает избирательная кампания. По крайней мере, можно будет собрать людей на улице. Сегодня необходимо общее протестное движение. Надо объяснять нашим гражданам, что их жизнь не улучшится без политических и экономических изменений. Наверное, коллеги оценили мою способность мирного давления на власть путем уличных акций.

 

Сейчас под угрозой и наша независимость. Лукашенко думал, что подпишет договор, наобещает на словах, а Россия будет давать ему деньги и этим все обойдется. Но ситуация совсем другая. Свинья в деревне тоже думает, что ее хозяин по доброте душевной кормит. А там и сало наросло, и комбикорм закончился, да и семья свеженины просит. И что делают со свиньей, всем понятно. И Лукашенко очень скоро могут сказать: «Все давай, рассчитывайся, заверни нашу покупку, ведь мы купили у тебя страну». Сегодня необходимо сделать Беларусь самодостаточной. Надо навести порядок и с информационным пространством. Не должна у нас доминировать чужая военная пропаганда. Мы там не участвуем. Нужно поддерживать свою культуру, продвигать родной язык. Необходим диалог с обществом. Нужны действительно честные выборы, которых у нас, к сожалению, нет. Если Лукашенко победит на таких честных выборах, то будем поддерживать его борьбу за независимость. Но пока гарант Конституции ничего не делает, чтобы ее защитить. Поэтому кто-то сегодня должен организовать и возглавить эту борьбу за нашу независимость. Сейчас уже активно работаем в этом направлении. Я езжу по регионам, встречаюсь с людьми, вовлекаем в наши ряды новых активистов. А когда начнется кампания, то собирать подписи приду ко всем.

Опубликовано на сайте Белгазеты

Беседовала Юлия ГУНАШВИЛИ

Фото Александры ЗОТОВОЙ

About The Author