Большая часть экономики контролируется государством. Система управления государственными предприятиями архаична, что ведет к неэффективности, потере конкурентоспособности и рынков. Но такая экономика решает иные, не экономические задачи – контроль за финансовыми потоками, собственностью и избирателями на рабочих местах. Она часть общей системы по удержанию власти над страной.
Например, 90% работающих находятся на краткосрочных контрактах. Открыто проявляющим недовольство просто не продлевают контракт и они остаются без средств к существованию.
Государственная экономика, кроме ее сырьевой части, производит убытки, а не прибыль. Огромный государственный аппарат и убыточные государственные предприятия поддерживаются на плаву за счет российских дотаций. В отдельные годы они составляли до 26% ВВП Беларуси.
Сейчас дотации уменьшились до 10% ВВП и продолжают уменьшаться. Это привело к экономической депрессии и росту социальной напряженности. Российское руководство требует взамен за сохранение дотаций полного выполнения подписанного 20 лет назад договора о Союзном государстве.
Реально это означает поглощение Беларуси Россией.
Лукашенко пока упирается, но при этом категорически отказывается от реформ, необходимых для сохранения государства. Он боится потерять контроль над обществом. Но уменьшение российских дотаций ведёт созданную им политико-экономическую модель к неизбежному краху.