Уже давно замечаю, что значительная часть “оппозиционной” публики упрямо, хотя и не всегда сознательно, пытается спрятаться. Спрятаться от опасности репрессий, от важных для общества — и потому опасных — проблем. Сберечь себя, “не подставляться”.
“Зачем подставляться? Давайте лучше обсудим, как нам правильно называться — “литвины” или “лицьвины”. Или всё-таки кривичи? А какой крест должен быть на Погоне? А с какой стороны нужно разбивать яйцо — с тупой или с острой?
Зачем подставляться? Не надо нам идти на все эти несанкционированные митинги. Там могут забрать в автозак и посадить на сутки. А если вдруг революция? Тогда и побить могут! И вообще, чем меньше мы оппонируем Лукашенко, тем спокойнее. Давайте лучше оппонировать Зайдесу, Израилевичу и работникам общепита! Да-да, вот это действительно подходящий оппонент для оппозиции! Победим Зайдеса, Израилевича и работников общепита — а там и до Лукашенко дотянемся, если не устанем!”
Очень удобная ситуация. Не для клюнувших на эту наживку оппозиционных активистов, а для Лукашенко. Оппозиционные активисты всё так же садятся на сутки и получают штрафы, но теперь уже за борьбу против Зайдеса, Израилевича и работников общепита. Или просто так: машине репрессий нужно постоянно работать, особые поводы для этого не нужны. Закончатся активисты — посадят кого-то другого…
Вот и теперь, в преддверии “Ночи поэтов”, многих неудержимо тянет подальше от места, где сидят наследники сталинских палачей. От логова КГБ — на кладбище за кольцевой дорогой.
Будем реалистами. Память о сталинских репрессиях — это не та тема, которая может сейчас объединить народные массы и поднять их на борьбу. Это не права трудящихся и не экология. Тем не менее, это тема-маркер для общественных активистов демократического толка. Как мы говорим о сталинских репрессиях? Какие действия предпринимаем? Это проверка. Тот, кто прячет голову в песок сейчас, поступит так же и в момент истинного испытания.
В нашей стране всё еще действует та самая организация, которая ответственна за массовые репрессии 1930-х. Она даже не сменила название. КГБ — главная опора фашистского режима Лукашенко. В самом центре Минска находится место, где пытали и убивали невинных людей, а его обитатели готовы по первому приказу повторить преступления своих предшественников.
Этому нужно давать отпор, для начала хотя бы на символическом уровне. Не ограничиваться хождением на могилы убитых.
Хотите что-то сказать по поводу сталинских репрессий? Делайте это в правильном месте. Там вас лучше услышат — и наследники сталинских палачей, и народ нашей страны.
29 октября, 19:00, вход в КГБ.
С. Спариш