Часта задаваныя пытанні

— Что значит ваше название?
— В беларуском языке “Грамада” (с ударением на последний слог) — это “сообщество”, “группа людей, объединённых единой целью”. Таким образом, “Народная Грамада” — это сообщество людей, которых объединяет борьба за интересы нашего народа.

— Как давно существует ваша партия?
— Более ста лет. Беларуская Социалистическая Грамада была создана в 1902 году. В числе её членов были писательница Алоиза Пашкевич, создатель первой грамматики белорусского языка Бронислав Тарашкевич, первый председатель Беларуской Академии Наук Степан Некрашевич, братья Антон и Иван Луцкевичи, Вацлав Ластовский и многие другие. БСГ была возрождена возрождена в 1991 году, в 1995 году получила название “Народная Грамада”.

— Каков ваш юридический статус?
— К сожалению, мы потеряли регистрацию по политическим причинам. Это была месть режима Лукашенко за последовательную и принципиальную позицию, занятую партией. Более десяти лет мы пытаемся вернуть себе статус зарегистрированной партии.
Несмотря на это, Народная Грамада имеет международное признание. Народная Грамада – полноправный член Социалистического Интернационала, а её Председатель Николай Статкевич является сопредседателем “Комитета для СНГ, Кавказа и Черноморского бассейна” этой организации.

— Вы — оппозиционная партия?
— Мы предпочитаем называть себя народной партией. Наша задача — не просто оппонировать антинародной власти Лукашенко, а вернуть власть народу.

— Что значит “вернуть власть народу”?
— В нашей Конституции написано: “Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ”. Но пока что это лишь пустые слова. В действительности, власть узурпирована кланом Лукашенко, который ни перед кем не отчитывается. Он контролирует всё, вплоть до процесса переборки картофеля.
Мы сделаем власть сменяемой и реально зависящей от того, как народ оценивает результаты её работы.

— Хорошо, вы добьётесь ухода Лукашенко и честных выборов. Что дальше? Как обезопасить страну от новой узурпации власти?
— Наш рецепт — создание системы сдержек и противовесов, взаимного контроля и конкуренции трёх независимых ветвей власти — исполнительной, законодательной и судебной. Кроме этого, масштабная дебюрократизация, децентрализация и развитие электронного государства.

— Если не Лукашенко, то кто?
— Если не Лукашенко, то кот. Даже кот справится лучше. Он, по крайней мере, не будет воровать и сажать политических противников.
А если серьёзно, в Беларуси живут девять с половиной миллионов человек. Среди них хватает достойных людей. Впрочем, у нас есть и свой кандидат — Николай Статкевич.

— Вы что, хотите как в Украине?
— Нет, мы хотим, как в Европе, но лучше.

— Вы фашисты, нацисты?
— Социал-демократы всегда были врагами фашизма и нацизма. Кроме того, у многих из нас в семье были солдаты и офицеры ВОВ.
Этим мы отличаемся от Лукашенко, который открыто хвалил Гитлера и называл Третий Рейх образцовым примером президентской республики.

— Вы коммунисты?
— Мы левая партия, но это не означает, что мы коммунисты (по крайней мере, в советском смысле этого слова). В советские годы наша партия была запрещена и смогла возродиться только после развала СССР. Мы осуждаем преступления, совершенные советской властью, особенно в сталинские годы.

— Тогда кто же вы?
— Мы социал-демократы.
Социал-демократия — это левоцентристская идеология. Её суть в том, чтобы соединить воедино рыночные экономические механизмы с принципами социальной справедливости, солидарности и добиться при этом максимально возможной свободы личности.
Многие наиболее влиятельные европейские партии являются партиями социал-демократического толка, включая Лейбористскую партию Великобритании, Социалистическую партию Франции и так далее.

— Вы хотите вступить в НАТО?
— В Конституции Беларуси написано: “Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство — нейтральным”.
Мы считаем, что будущее Беларуси — в военном нейтралитете, в безблоковом статусе, стремление к которому предусмотрено Конституцией. У нас отсутствуют территориальные претензии к соседям, поэтому мы в состоянии поддерживать дружеские и партнёрские отношения со всеми странами региона.
Вступление в НАТО или участие в российских военных авантюрах означали бы отказ от военного нейтралитета

— Вы ненавидите всё русское?
Мы против любых попыток поссорить народы Беларуси и России. Добрососедские отношения со всеми нашими соседями, включая Россию — залог мира, суверенитета и процветания Беларуси.
Мы считаем, что имеющиеся культурные и экономические связи должны быть сохранены и приумножены.

— Вы хотите насильно заставить всех говорить по-беларуски?
— Беларуский язык находится под угрозой исчезновения. Крайне важно сохранить беларуский язык и расширить его применение на все сферы государственной, общественной и экономической деятельности. Иными словами, мы будем добиваться реального двуязычия.
Но мы против любого навязывания. Ни у кого нет права решать за граждан, на каком языке им говорить.

— Как сделать Беларусь богатой страной?
— Чтобы сделать нашу страну процветающей и отвоевать себе место на глобальном рынке, нужно для начала просто не мешать беларусам раскрыть свои лучшие стороны. Снизить бюрократическое и налоговое давление, сократить ненужные расходы на чиновников и силовиков, создать атмосферу свободной конкуренции, победить коррупцию, обеспечить неприкосновенность частной собственности.

— Как победить коррупцию?
— Рыба гниёт с головы. В Беларуси главным коррупционером является государство и его “хозяин”. Поэтому первым шагом должна быть смена первого лица государства.
После этого нужно будет
1. Ввести принцип “Презумпции коррумпированности”. Чиновники должны доказывать, что имущество было приобретено ими законно или освобождаться от службы.
2. Приравнять получение высокопоставленным чиновником взятки к государственной измене.
При этом реальные тюремные сроки, конфискация имущества, запрет на профессии должны в первую очередь применяться к высокопоставленным коррупционерам.

— Эта власть уже наворовалась, “наелась”. Те, кто придут ей на смену, сдерут с нас три шкуры.
— Человек, у которого в руках неограниченная власть, не может “навороваться”, он будет грабить нас, пока мы не дадим ему отпор. Чем больше власти и чем меньше необходимости отчитываться перед нами, тем более нагло он будет себя вести.
Его слуги тоже наладили коррупционные схемы и чувствуют себя отлично.
Новой власти, даже если она придет с целью личного обогащения, придётся создавать эти схемы с нуля. А если в стране появится здоровая политическая конкуренция, это будет очень непросто сделать.

— Вы хотите провести шоковые рыночные реформы, лишить нас пенсий и прочих социальных благ?
— Социал-демократия — это идеология сильных и человечных. Потому что только сильные и человечные способны заботиться не только о себе и своих родственниках, но и о других людях. В первую очередь — о тех, кто нуждается в помощи.
Рыночные реформы нужны нашей стране, но их можно проводить по-разному. В том числе, учитывая интересы тех, кто нуждается в социальной поддержке.

 

О ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРАХ

 

–  Зачем вы идёте на выборы? Чем вы руководствуетесь?
– Мы руководствуемся интересами нашей страны. Режим Лукашенко завёл её в системный тупик, это уже очевидно для большинства беларусов. Стране необходимы перемены. Мы хотим, чтобы эти перемены были мирными. Лучший путь к мирным переменам — через выборы.

– Но ведь в Беларуси нет честных выборов?
– Лукашенко совершил государственный переворот и превратил выборы в фарс. Поэтому, если мы хотим мирных перемен, мы должны вернуть народу его конституционное право избирать президента страны.
Президентская кампания Николая Статкевича — это в первую очередь борьба за права людей.

– Не лучше ли бойкотировать выборы?
– Бойкот — это всегда попытка сорвать выборы. В Беларуси нет выборов, голоса не считают. Как можно сорвать то, чего нет?

– А какой смысл участвовать в том, чего нет?
– Предвыборная ситуация — это ситуация наивысшей политизации общества. Эту политизацию можно использовать, чтобы добиться честных выборов.

– Как можно добиться честных выборов?
– К сожалению, у нас есть только один механизм, чтобы это сделать — давление улицы, уличный протест.

– Каким должен быть уличный протест?
– Ни в коем случае нельзя ограничиваться одной ночью, как в 2010 году. Это дало бы Лукашенко возможность сконцентрировать все силы в одной точке и в один момент. Необходима длительная протестная кампания.

– Не является ли участие в выборах легитимизацией режима?
– Единственное, чего боится Лукашенко — это уличный протест. Он знает, сколько диктаторов лишилось власти, когда люди выходили на улицы. И наоборот, самый лучший сценарий для Лукашенко — это наша пассивность. Если не будет настоящих оппонентов, Лукашенко всегда найдёт себе фейковых, готовых играть по его сценарию.

– Как отличить фейковых кандидатов от настоящих?
– По трём признакам: 1. Они никогда прямо не критикуют Лукашенко. 2. Они не зовут людей на улицы, чтобы бороться против фальсификаций. 3. Они в той или иной форме готовы признать победу Лукашенко.

– Может ли судимость Николая Статкевича дать повод не зарегистрировать его кандидатом?
– По Конституции Николай Статкевич имеет право быть кандидатом, а по их законодательству — нет. В статье 64 Конституции перечислены все причины, по которым человека можно лишить права быть кандидатом на президентских выборах. И подчёркнуто, что любое прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан в других случаях является недопустимым и наказывается согласно закону.

Статья 64.  Выборы депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности народом, являются всеобщими: право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет.

В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей. Любое прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан в других случаях является недопустимым и наказывается согласно закону.

Возрастной ценз депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности, определяется соответствующими законами, если иное не предусмотрено Конституцией.

Конституция — это Основной Закон и обладает большей юридической силой. Поэтому Николай Статкевич имеет законное право участвовать в выборах.
Кроме того, по всем опросам Николай Статкевич — самый популярный из альтернативных кандидатов. Мы будем добиваться, чтобы самый популярный оппонент Лукашенко стал зарегистрированным кандидатом.

– Готовы ли вы сотрудничать с другими кандидатами?
– Безусловно, если они готовы к реальным действиям и к борьбе за честные выборы. Мы предложим сотрудничество всем кандидатам, которые будут напрямую критиковать Лукашенко и призывать к уличному протесту против фальсификации выборов.

– Кто такие кандидаты протеста?
– Кандидат протеста— это человек, который даст возможность проводить “легальные” акции протеста без риска репрессий для участников.

Это единственная причина, по которой нормальный человек может участвовать в “выборах”. Точнее использовать юридические процедуры “выборов” в наших целях.

– Вы требуете введения карантина, но при этом призываете участвовать в уличных протестах. Это нелогично!
– Во-первых, Лукашенко хуже вируса.
Во-вторых, холуи Лукашенко сгоняли на парад насильно и запрещали людям надевать маски. А кандидаты протеста раздают маски всем желающим и помогли им обработать руки антисептиком. Таким образом можно защититься сразу от двух зараз: от коронавируса и от Лукашенко. Для Лукашенко важны понты, для нас – люди.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *