Берни Сандерс выступает на мероприятии в Фениксе (штат Аризона), 18 июля 2018 года.
Это наконец-то произошло. Берни Сандерс только что объявил, что он снова идёт на президентские выборы.
Судя по уже известным кандидатам, будущие праймериз Демократической партии будут самыми прогрессивными за десятилетия. Все претенденты заявляют, например, о поддержке системы всеобщего здравоохранения (Medicare for All) — идеи, которую большая часть партии ещё три года назад игнорировала или категорически отвергала. Некоторые кандидаты идут на выборы с предложениями вроде универсального пособия по уходу за ребенком и Нового Зелёного Курса (примечание переводчика: Green New Deal — комплекс радикальных мер, направленных на решение экологических проблем и борьбу с экономическим неравенством. Название отсылает к Новому Курсу Ф. Д. Рузвельта), это явный уход от про-корпоративной политики, которая годами характеризовала партийную программу.
Этот левый сдвиг — позитивная перемена, и для неё есть причина. Причиной является Берни Сандерс.
Сандерс объявил, что выходит на ринг. Некоторые прогрессивные избиратели, возможно, склоняются к другому кандидату на этом переполненном поле. Но не нужно себя обманывать — если вы хотите экономической и социальной справедливости, вам стоит поддержать Берни Сандерса.
Почему? Потому что бушует классовая война, а Сандерс — единственный кандидат, который её видит и который хочет собрать силы рабочего класса для ответного удара.
Четыре десятилетия неолиберальные политики в обеих партиях бесстыдно и безустанно ослабляли контроль за корпорациями, снижали налоги на богатых, притесняли профсоюзы, морили голодом социальные службы, приватизировали общественное достояние и оказывали финансовую помощь экономическим элитам, одновременно навязывая всем остальным меры жёсткой экономии. Результатом для простых трудящихся стали снижение зарплат и разрастание долгов, рост беспокойства и снижение ожиданий. Всё это время нам негласно запрещали осмыслять происходящее на языке классовой борьбы.
В 2016 году Сандерс нарушил это табу — и американский народ оказался исключительно восприимчивым.
Оказалось, что многие люди устали выбирать между консервативным индивидуализмом в духе “вытащи-себя-из-болота-за-волосы” и либеральным меритократическим элитизмом, чтобы объяснить экономическое неравенство и трудности, с которыми они сталкиваются каждый день. Они услышали то, что Берни был вынужден говорить: что у нас мошенническая экономика и что необходимы и возможны активные действия по её демократизации. И они согласились с ним.
Сделав всеобщую эксплуатацию и вопиющее неравенство центром своей кампании, Сандерс пришёл с левого поля и собрал тринадцать миллионов голосов против партийного фаворита. Продолжая использовать свою платформу, чтобы продвинуть амбициозные стратегии экономического перераспределения и рассказать о проблемах рабочего класса, он окончил свою кампанию, став самым популярным политиком страны. Восхождение Сандерса свидетельствует об осознании американцами — осознании неполном, но значительном — недостатков либеральной двухпартийной системы, сращения государства и корпораций, самого по себе капитализма.
Сандерс не просто осознаёт постоянный характер классового конфликта: он выбирает сторону. Пока другие политики наблюдают, в какую сторону дует ветер и выбирают соответствующие прогрессивные направления, Сандерс — это шторм, который создаёт этот ветер.
Он делает это, постоянно поддерживая трудящихся в их борьбе с интересами капиталистов. Ни у одного другого кандидата от Демократической партии нет сравнимого послужного списка борьбы за интересы людей.
Например, ни один другой кандидат десятилетиями не выступал в Конгрессе за всеобщее здравоохранение, основываясь на том, что “доступ к медицине должен быть правом всех американцев, независимо от их доходов”. Ни один другой кандидат не вынуждал богатейшего человека мира немедленно повысить зарплаты миллиону своих работников. Ни один другой кандидат не осмеливался поставить под вопрос преимущества капитализма — только Сандерс называет себя демократическим социалистом.
И пока другие кандидаты выбирают для своих кампаний отдельные прогрессивные идеи, Сандерс представляет наиболее амбициозную и понятную программу, которая позволит сделать страну более равноправной, более демократической и более гуманной. Он пойдёт на выборы не с парочкой модных идей, а с детальным планом того, как выбраться из ада: всеобщая система здравоохранения, бесплатное образование, списание студенческих долгов, Новый Зелёный Курс и его амбициозная программа создания рабочих мест, серьёзные меры по борьбе с изменениями климата, универсальное пособие по уходу за ребенком, крупные инвестиции в общественный жилищный фонд и образование, общенациональная минимальная зарплата в размере 15 долларов в час, укрепление системы социальной защиты, запрет хищнического кредитования, серьёзная правовая защита профсоюзов, прекращение налоговых поблажек для корпораций, право на больничные и семейные выходные и отпуска, законы о гендерном равенстве в оплате труда, роспуск частных исправительных центров, демилитаризация полиции, запрет коммерческих тюрем, окончание войны с наркотиками, окончание давления на избирателей, прекращение незаконных бомбардировок, окончание войны с терроризмом, неинтервенционалистская иностранная политика и так далее.
В ситуации, когда прогрессивизм вошёл в моду, его платформа заставит оппонентов изменить ход дискуссии. Другие кандидаты и их посредники будут говорить, что Сандерс не может представлять интересы женщин и цветных, потому что он белый старикан. Но какой бы важной ни была символическая репрезентация, социал-демократические реформы, которые предлагает Сандерс, сделают несравнимо больше для изменения жизни сотен миллионов обычных женщин и цветных.
Противникам расизма стоит приветствовать политика с наиболее продуманным планом борьбы с такими проблемами как безработица, низкие зарплаты, отсутствие доступа к медицине, студенческие долги, недофинансирование системы образования и жилищного фонда, поскольку эти проблемы непропорционально сильно бьют по цветным и являются материальной базой бытового расизма. Точно так же, феминистам стоит поддерживать любого политика, независимо от его гендера, который гарантирует всеобщее здравоохранение, пособие по уходу за детьми и образование — социальная репродуктивная работа, которая обычно ложится без всякой компенсации на женщин, если должным обществом не выполняется обществом — так же как и общие предложения по созданию более равноправного общества, в котором женщины могли бы процветать.
Что касается внешней политики США, другие кандидаты от Демократической партии будут, как обычно, охватывать весь диапазон милитаризма и безрассудства. У Сандера не идеальный антиимпериалистический послужной список, но это единственный кандидат в президенты, который может предложить хоть какую-то надежду на смену парадигмы американской внешней политики.
В молодости Сандерс по идейным соображениям отказался служить во Вьетнаме. Он организовал делегацию из Бёрлингтона к сандинистам в Никарагуа, присутствовал на инаугурации Нельсона Манделы в Южной Африке и посещал Кубу. В Конгрессе он всегда придерживался официальной линии внешней политики, но он приложил усилия, чтобы пересмотреть и развить свой подход перед выборами 2020 года. В прошлом году он даже подготовил закон об окончании американской поддержки войны в Йемене — который, если он пройдёт голосование, станет первым применением на практике Резолюции о военных полномочиях.
Кроме того, климат меняется. Земля на грани катастрофы, время уходит. Основное препятствие для того, чтобы остановить обратный отсчёт, это не индивидуальные потребительские привычки или недостаточная экологическая сознательность — это капитализм сам по себе, который не только побуждает людей уничтожать Землю ради прибыли, но и даёт богатейшим членам общества возможность контролировать политику и защищаться самим от внешнего вмешательства или последствий.
Чтобы спасти планету, нам нужно движение против капитализма, которое способно давить массовыми акциями на законодателей. Эта задача будет бесконечно более простой, если президент считает одной из своих основных задач принуждение частного сектора к порядку и готов стать объектом ненависти самых могущественных людей мира, потому что понимает, что устойчивое развитие может быть достигнуто лишь в ущерб прибыли.
Сандерс — это и наш лучший способ победить правых. Никто не готов к победе над Дональдом Трампов лучше, чем политик, который говорит о разнообразных реальных проблемах трудящихся в конкретных терминах, который отвечает их желанию перемен и предлагает не общие рассуждения, а позитивную программу построения радикально более справедливого общества.
Любому, кто сомневается в шансах левого кандидата против Трампа, стоит вспомнить 2016 год: выдвижение центристского, дружественного корпорациям демократического кандидата оправдывали тем, что только умеренный кандидат может победить Трампа. Это оказалось абсолютно неверным. Десятилетиями либералы от истеблишмента пытались убедить нас, что прагматизм требует ставить на первый план то, что кажется реальный, а не то, что правильно. В 2016 году мы научились, или должны были бы научиться, что этот компромисс больше не является стратегией победы.
Судя по всему, над Соединёнными Штатами восходит звезда рабочего класса. На гарантий нет. Демократические праймериз 2020 года — это референдум и тест: действительно ли американцы пробудились от своей долгой неолиберальной спячки? Действительно ли мы готовы освободиться от насилия, алчности и нищеты и построить новый мир на базе солидарности и равноправия?
Если вы не готовы к этому новому миру, всё нормально — есть множество более умеренных кандидатов. Но если вы готовы, вам придётся поддержать Берни Сандерса.
Меган Дэй. Оригинал текста можно найти на сайте журнала “Якобинец”. Перевод выполнен С. Спаришем специально для сайта Народной Грамады и может свободно использоваться со ссылкой на сайт.