Около 100 человек пришли 11 февраля на встречу с лидерами БНК в Светлогорске. Главной темой были экологические проблемы в городе.

Последние месяцы в Светлогорске и окрестных деревнях стоит плохой запах от нового завода беленой целлюлозы, построенного китайской корпорацией. Люди жалуются на ухудшение состояния здоровья, удушье, тошноту и рвоту. Руководство завода и города уверяют граждан, что газы не вредны для здоровья.

Юрий Ляшенко, организатор акции и один из лидеров БНК в Светлогорске рассказал о целях протестов:

— Завод строился китайцами, на их деньги. Кредит, полученный под это Минском от Пекина, является связанным. Строили завод китайские специалисты. Многие из них остались в городе, завели семьи, пошли мамы с колясками… Половина работников завода должна быть китайскими. Продукция, производство которой здесь, у нас, выходит дешевле, тоже идет в Китай.

Планы по строительству и то, что получилось в результате, сильно отличаются. Чиновники нам не говорили о том, что производство будет выделять вредные газы. На самом деле это происходит, и жители города чувствуют эти запахи каждый день. Речь идет о ядовитом газе меркаптан, который относится к группе веществ повышенной опасности. Приборов и оборудования для замеров уровня выделения этого газа в стране нет, методик контроля тоже нет.

Завод находится в черте города. Взрослые и дети не могут выйти на улицу – начинается головокружение, тошнота, появляются отеки. Единственное, что мы требуем – соблюдения законодательства в сфере охраны окружающей среди и организацию мониторинга вредных выделений.

Общественный активист Сергей Сентюров считает, что власти сознательно скрывают уровень опасности, которую представляет новый завод:

— Они ничего не говорят про вред меркаптана, про последствия того, что весь город, в том числе и маленькие дети, дышат им. Что на самом деле пугает, так это то, что нет никаких организаций которые могли бы проконтролировать количество этих выбросов в атмосферу. Люди не знают, выживут ли. Информацию от властей мы вообще не получаем. Многие опасаются последствий, говорят о том, что если что-то произойдет то это будет катастрофа. Чернобыль может показаться детской сказкой.

Правозащитница Елена Маслюкова рассказала, что местные власти боятся народных протестов против завода и запрещают проведение пикетов на эту тему даже в разрешенных местах:

— Дело в том, что еще в девяностые годы Совет министров принял решение о том, что химическое производство в Светлогорске больше не должно больше развиваться, потому что две крупных вредных производства уже в городе есть. Но потом передумали. Жители собрали более 10 тысяч подписей против строительства (наеление Светлогорска — около 70 тысяч человек). Но ни Лукашенко, ни местные власти к нам не прислушались.

Завод строился с нарушениями, об этом знают все в городе. Пока не он не начала работать, люди еще терпели, но в ноябре начались волнения, стали задавать неудобные вопросы, интересоваться, откуда появились странные запахи по всему городу. Поэтому мы должны выходить на пикеты и требовать соблюдения законов.

На встречу с жителями Светлогорска были приглашены оппозиционные политики из Минска.

Лидер БНК Николай Статкевич заявил о том, что в строительстве вредных производств по всей стране виновен Лукашенко и призвал власти искать другие пути пополнения бюджета:

— Вредные выбросы от работы завода в Светлогорске — это не только проблема города, а проблема для всей страны, а также для соседней Украины. Гомельщина — один из моих любимых регионов Беларуси. Здесь самые большие реки и самые красивые леса. Чернобыль уже отнял возможность пользоваться этим. Но теперь нам навязывают здесь еще много маленьких Чернобылей. Китай начал переносить в Беларусь свои вредные производства и отравляет ваш город, Березину, Днепр, Киев. И это только начало. Это нужно остановить. Нам хватило Чернобыля. Если у Лукашенко нет денег, пусть продает свои дворцы и заглянет в свои счета.

Координатор гражданской кампании «Европейская Беларусь» Евгений Афнагель привел примеры успешной борьбы против незаконных строек и производств:

— Во многих населенных пунктах Беларуси — такая же ситуация, как и в Светлогорске. Китайцы строят аккумуляторный завод под Брестом, «Амкодор» размещает производство в Колодищах. Власти относятся к нашей стране как к государству третьего мира, раздавая землю сомнительным инвесторам ради сиюминутной выгоды. На протяжении всего 2017 года была масса примеров того, как люди поднимались на стихийные протесты из-за планов построить какой-нибудь вредный завод, провести дорогу и так далее. И нередко удавалось остановить такие инициативы властей. Все зависело от того, насколько решительно мы готовы были бороться за свои права. Получилось отменить ряд «уплотнительных» проектов в Минске, могилевчане совсем недавно добились отмены незаконной стройки. Если мы будем выходить на улицу, громко и последовательно протестовать и давить на власти, как делаем это здесь и сейчас, все у нас получится.

На акции выступили представители экологических организаций и специалисты, которые рассказали о том, какую опасность представляет завод беленой целлюлозы. Жителям Светлогорска также раздавали листовки с приглашением на празднование столетия Белорусской Народной республики 25 марта в Минске и с информацией о способах обхода блокировки сайта «Хартия’97». Многие участники встречи подчеркивали, что это особенно актуально сейчас и благодарили журналистов за освещение местных проблем.