Андрусь Войнич: Бесправие на труд

Статья 41. Конституции Беларуси:
“Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда.
Государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.
 
Граждане имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку.
 
Принудительный труд запрещается, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении”.
 
Пара замечательных историй о том, как у нас просто найти работу.
 
№1, прислал знакомый из небольшого городка Минской области:
 
“Сегодня на ЖБИ устраиваться ходил, как на партсобрание попал.
Женат? Жена партийная? Служил? Какие убеждения? Дети вступили в БРСМ? Родители являются членами какой-нибудь партии? Вы ощущаете себя частью страны?
Пришёл устраиваться, а у меня спрашивают, по каким убеждениям я в армию не пошел)) Как это повлияет на работу?
Как может повлиять на работу женат я или нет? Или хотят знать, буду ли я лучше работать правой рукой?
Надо в таких вопросах сразу давать быстрый ответ: готов трудиться круглые сутки за еду!”
 
№2, из Минска:
 
“Пару лет назад устраивался на работу охранником на ЖД, поехал к ним в офис за конечной 19 автобуса.
Зашёл, там сидит какой-то майор-полковник, который начал меня опрашивать — служба, судимости, брак, пьянство и прочее.
Я не служил, но имею спортивное прошлое плюс не пью вообще, поэтому вояка сказал мне, что я им полностью подхожу, но тут в дверь без стука заглянул какой-то неряшливого вида молодой пацан, судя по лицу, так явно пьющий.
При мне тот самый военный опросил его, потом попросил выйти и сказал мне, что к сожалению меня он взять не может, потому что я не служил, а вновь пришедший не так давно демобилизовался.
И добавил, что ему это не нравится, что взял бы меня, но закон вынуждает при двух анкетах выбрать того, кто служил, даже если он олигофрен.”
 
Итого, два адекватных человека и хороших работника не смогли пройти отбор на такие “шикарные” места работы, и это капля в море, потому что у нас существует жэстачайшая гребёнка идеологии, которая чешет мелко и метко.
Я могу сделать гипотетический вывод — стране, госпредприятиям просто не нужны работники, раз при средних (а чаще — низких) зарплатах устанавливаются такие рамки, при которых либо человек не проходит, либо ему просто будет противно работать на предприятии, где на старте такие условия.
И даже устроившись, человека ожидает контракт, при котором неизбежны попытки шантажа, насильная сдача денег на “помощь” сомнительным организациям типа “спасения на водах” и выписка опять же никому не нужных газет.
Многое из этого касается и частных предприятий, например, многих продуктовых магазинов, где работники пашут по завету сами знаете кого по 50 часов в сутки, при этом их штрафуют за всё и не дают уволиться.
Отдельно можно говорить о некоторых колхозах, где денег нет настолько, что большинство людей “оптимизируют”, а оставшиеся единицы трудятся при неполной ставке за десяток человек и тоже по 50 часов в сутки.
Линия партии…
 
P.S. Несколько дней назад в Минске прошла некая ярмарка вакансий, на которой предлагалась туева куча работы, но почему-то особо никто на эту РАБоту идти не хотел.
Может, потому, что з/п настолько низкая, что не перекроет даже минимальных потребностей человека для выживания?
А может, что работа относительно з/п слишком грязная или тяжелая.
Или обе причины вместе.
При этом всём мы наблюдаем стабильный рост стабільнасці в стране, в виде роста цен на топливо, ЖКУ, еду, одежду.
Скоро не только в секонд хендах драться за обноски при открытии будут, но и возле помоек продуктовых магазинов.