Без смены власти Беларусь превратится во вторую Венесуэлу

Минус миллиард в ЗВР. По таким раскладам полтора года до дефолта не выходит никак. Пик платежей по внешнему долгу – июль. Если говорить о вероятностных сроках дефолта, то счёт идёт на месяцы, лето-осень в зависимости от динамики.

Особенность текущего кризиса (если говорить о Беларуси) в том что у него масса причин, которые сами по себе в “нормальной” ситуации вроде бы терпимы, но вместе создают непреодолимую волну.

Когда в декабре-январе спорили про нефть и интеграцию, уже была ясна непростая для РБ ситуации на рынке калия, и комбо этих двух проблем выглядело угрожающим. Но никто тогда не думал что будет коронавирус и мировая экономика практически встанет, спрос на все посыплется. Никто также не предполагал “многоходовочки” России по развалу ОПЕК+, что вылилось в исторически низкие цены на нефть. Никто не думал что на повестку дня встанет такой вопрос как невведение карантина.

Долгие годы руководство Беларуси решению стратегических проблем предпочитало залатывание текущих дыр (это, в общем, применимо и к руководству России, и к руководству Украины). Даже когда конъюнктура благоволила. Причина проста – решать стратегические проблемы больно в моменте, это уничтожает политический рейтинг, а эффект приходит потом. Управление государством сродни управлению огромным лайнером, импульс от поворота штурвала на капитанском мостике до смены курса и скорости хода идёт достаточно долго, за это время в политическом смысле успевает смениться капитан. Решение проблемы – построение устойчивых институтов, когда смена капитана не влияет на стратегический курс в целом.

В результате в текущей ситуации абсолютно непонятно что делать. Потому что тактическими шагами ситуация принципиально неразрешима при условии сохранения текущей социально-экономической модели. А смена модели не является тактическим шагом, а несет за собой целый вал изменений, в том числе и политического характера. Но если отбросить условие сохранения модели, то ситуация разрешается очень просто: перекредитоваться. У РФ под их политические требования, либо у МВФ/ЕС/США/ВБ и т.п. под их требования.

Хорошая новость для предпочитающих вторую опцию заключается в том, что непонятно насколько все плохо в России. Данные по ЗВР России не публиковались с 20 марта, до этого публиковались каждую неделю. Сегодня 7 апреля. Данные по ФНБ есть тоже только по 1 марта. Возможно, к тому времени как руководство Беларуси созреет на любые уступки РФ, в самой России покупать лояльность потенциально дотационных соседей будет уже тупо нечем.

Либо дефолт. Сам по себе дефолт – не самое страшное. Самое страшное – это развал юридической инфраструктуры. Всю жизнь государство поддерживало избыточную занятость на госпредприятиях, в чем и есть основной смысл текущей модели. Но вал банкротств частников – это тоже безработные, и тоже на улицах. И тоже очень злые. Эти последствия придется расхлебывать долго.

Если ничего не делать и ждать что оно само рассосётся, идти на дефолт без смены власти, то есть риск получить Венесуэлу в Европе.

Телеграм-канал “Рефлексия и реакция”