Сергей Марцелев о “выборах”: Возможность продемонстрировать протестный потенциал общества

“Единый кандидат” с большой долей вероятности может быть не зарегистрирован, а режим назначит лояльного спарринг-партнера. Политическая кампания “единого кандидата” обещает быть во всех отношениях бедной.
Зато объединение усилий политической оппозиции “прямого действия” дало бы возможность продемонстрировать протестный потенциал общества. Сергей Марцелев, политолог, член Народной Грамады, по просьбе «Белорусского партизана» приценился к потенциальным кандидатам и обрисовал контуры предстоящей президентской кампании.
 
– Лидер БНК Николай Статкевич объявил о планах выдвинуть минимум 30 кандидатов в президенты. Как вы оцениваете эту инициативу?
 
– Баллотироваться собирается лидер Беларуского национального конгресса Николай Статкевич. Есть серьезное препятствие: непогашенная судимость за Площадь-2010. Статкевич апеллирует к Конституции, где подобных ограничений нет. Он готов и к отказу в регистрации. Согласно озвученному плану, Н. Статкевич собирается прикрыть около 30 своих региональных лидеров зонтиком кандидатского иммунитета. Это даст возможность проведения активных мероприятий и локальных уличных протестов по всей Беларуси. Впрочем, природное чувство юмора не подвело политика и в этот раз: в случае успеха акции “30 кандидатов в президенты” это был бы самый злой шарж на избирательную систему эпохи позднего Лукашенко. 
 
Если единым кандидатом правых станет Павел Северинец, возможно их сотрудничество с лидером БНК. В этом сценарии был бы реальный, а не имитируемый шаг к объединению усилий политической оппозиции “прямого действия”. Появилась бы возможность продемонстрировать протестный потенциал беларуского общества. 
 
Особенность нынешней президентской кампании в оранжевом уровне внешних угроз и вызовов, фоном к ней упавшие бюджетные поступления, остановки промышленных гигантов по всей стране, ожидаемые очереди на автозаправках, конституционный передел. “Високосные выборы” состоятся до конца августа, финал их скорее ожидаемый, но политикал фикшн – такой неблагодарный жанр, и хочется остаться немного оптимистом.
 
– Шесть политиков претендуют на статус единого кандидата в президенты от оппозиции. На ваш взгляд, кто из них имеет наибольшие шансы победить?
 
– Искать “единого” заранее – процесс утопичный, вязкий, оппозиционные политики не особенно договороспособны и склонны нарушать достигнутые соглашения. Потому что и так обречены друг на друга. Разве что претендент предложит остальным ещё на подступах к дистанции приличный бонус компенсации. Но и при наличии средств это не вышло у “Говори правду” в 2010 году: никто из кандидатов даже за посулы не снялся в пользу Владимира Некляева. А эта президентская кампания обещает во всех отношениях быть бедной. С чем столкнутся шестеро участников правыборов? Назову пять проблем.
 
1. Претенденты в большинстве своем ровесники, занимались политикой в оппозиционном гетто. У них нет опыта управления государством или производством, или хотя бы колхозом. Единственный претендент в “единые” с внятной трудовой биографией – подполковник милиции Козлов. Хотя в беларуском обществе, где у каждого в семье или среди знакомых кто-то сидел в тюрьме, отношение к МВД сдержанное. Какую-то условную толику электоральной легитимности добавит Анне Канопацкой ее депутатство и декларируемые “20 лет юридической практики”. 
 
С остальными будет сцена суда над Бродским за тунеядство. Судья выпытывает, кто подсудимый, где работает. Тот отвечает – “Поэт”. Судья продолжает допрос: “Кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?” Бродский: “Никто. А кто причислил меня к роду человеческому?”. Избиратели интересуются биографией кандидата, его достижениями. 
 
В 2012 году в Минске проходили агитационные пикеты. Рядом соседствовали агитщиты оппозиционного и провластного кандидата в депутаты. Возникла короткая перепалка, активисты команды демкандидата пытались убедить пожилую женщину, что ее шефу, главврачу, лучше лечить людей, там он полезнее, чем в качестве назначенца в Палату. Она насупилась и ответила, дескать, а вы.. вы… только по тюрьмам сидеть мастера. Неожиданный разрыв шаблона. 
 
2. Личная нелояльность коллег. На каждом этапе праймериз хрупкая коалиция может рухнуть. Особенно это опасно по итогам определения “единого” – несогласные могут стартовать в выборах самостоятельно. 
 
3. Среди претендентов на единого кандидата нет бывших кандидатов в президенты. Значит, большинству избирателей они будут незнакомы. Коэффициент узнаваемости невелик. Здесь опять-таки небольшое преимущество у Павла Северинца, узника Площади и лидера недавних уличных протестов, а также Анны Канопацкой с ее депутатским прошлым. 
 
4. Добрая воля команды и единый кандидат не означает автоматического суммирования ресурсов, прежде всего людей из разных политических опций. Рядовые активисты, разочарованные проигрышем в правыборах, могут отказаться работать на чужого политика, а ведь “ноги” – это две трети успеха кампании по сбору подписей. В белорусской политике один плюс один часто равняется нолю. 
 
5. Ограниченный доступ к телеэфиру и специфика процедуры прицеливают праймериз на традиционную целевую группу протестного электората. Возможно, стоило бы сделать уже на этом этапе публичные видеодебаты претендентов в эфире одного из сетевых СМИ. На данный момент фаворитом кампании считается Павел Северинец, учитывая его способности оратора и репутацию порядочного человека у него все шансы победить коллег по праймериз.
 
– Праймериз должен завершиться в мае Конгрессом демократических сил, который изберет единого кандидата. Не опоздала ли оппозиция с поиском единого кандидата?
 
– Весной Конгрессы множатся. Март обещает Конгресс за независимость, в мае должен состояться Конгресс демократических сил. Если первое мероприятие носит представительско-ритуальный характер, то КДС – часть праймериз, правыборов единого кандидата от правых сил. Многие ожидали, что участвовать в правыборах (праймериз) будет социал-демократ Борисов, но он предпочел техническую должность в штабе кампании. Да и одним из требований к потенциальным участникам процедуры было “не высказываться против традиционных семейных ценностей”. Что бы это ни значило, потенциальный кандидат от левоцентристов должен был бы молчать о проблематике гендера, ЛГБТ, домашнем насилии – понятиях важных для его потенциальных избирателей. 
 
– Какая роль и место отводится единому кандидату в предстоящей президентской кампании?
 
– “Единый кандидат ” с большой долей вероятности может быть не зарегистрирован, это зависит от целей и задач, которые ставит перед выборами правящий политический режим. На это повлияют, во-первых, внешнеполитический климат, куда будет дуть роза ветров, во-вторых, экономическая ситуация в стране: ничто так не политизирует избирателя, как пустая полка холодильника. В-третьих, остаётся интрига, будет Лукашенко баллотироваться лично или нет, когда пройдет референдум по внесению правок в Конституцию. 
 
– Боюсь, единому кандидату придется столкнуться лоб в лоб не только с политически-административной системой, но и со своими соратниками по оппозиции. Известно, что пойдет в президенты лидер БСДГ Сергей Черечень, «Справедливый мир» выдвигает собственного кандидата. 
 
– В случае отказа в регистрации “единого” “оппозицией” на выборах режим назначит своего лояльного партнера, будет это кандидат “Говори правду” или кто – то другой, пока сказать сложно. Так, в медийном пространстве последние месяцы плотно мелькает один белорусский банкир, остро высказываясь на экономические и политические темы. Можно допустить, что он будет тем кандидатом, который устроит провластные элиты и не вызовет раздражения у умеренной оппозиции. Подобный ход политтехнологов из АП позволил бы генерировать в течение электоральной кампании устойчивый информационный шум, отвлекая внимание от единого кандидата правоцентристов. “Отвлекая внимание”, потому что формулировка “оттягивая голоса” в беларуской ситуации курьезна. 
 
О намерении занять президентский пост объявил извечный спарринг-партнёр властей от ЛДПБ. Правда, в более свежей инкарнации Гайдукевича-младшего. К такому же сорту политических симулякров можно отнести ожидаемого кандидата “Говори правду”. Этим двум структурам вряд ли придется беспокоиться за качество и количество собранных подписей. 
 
Иные возможные претенденты на президентский пост: в стадии принятия решения профсоюзный лидер Ярошук, своего кандидата выставит БПЛ “Справедливый мир”, БСДГ. Они не составят конкуренции возможному “единому”. Иные цели и задачи. Никто из них побеждать на выборах, разумеется, не собирается. Они будут ловить короткий медийный хайп, пока идёт сбор подписей. 
 
Шансов собрать сто тысяч автографов избирателей нет ни у кого из перечисленных. Зачем им это? Партия, как инструмент, создается для участия в выборах, даже если они имитированы. Пренебречь этим – механизм заржавеет. Этическую сторону участия/неучастия в выборах неплохо сформулировал Григорий Явлинский во время давнего визита в Минск: “Определитесь кто вы – политики или партизаны”.