Сергей Спариш: Беларусь — Россия

I. ЧТО МЫ ИМЕЕМ СЕГОДНЯ?

В Беларуси существуют два автономных политических субъекта: власть и общество.

1. Народ, который безмолвствует. Разделен на три группы:
А. Выступает за нейтралитет и дружбу со всеми соседями.
Б. Выступает за вступление в ЕС (или Междуморье).
В. Выступает за вступление в состав России.

Первая (нейтральная) группа по численности больше суммы второй и третьей групп.

Внутри первой группы есть тенденции на сближение со второй и третьей (например, большинство населения страны выступает за сохранение независимости и преимущественную ориентацию на Россию). Рост пророссийской и прозападной групп возможен в первую очередь за счёт использования ресурса первой, нейтральной, группы.

Народ имеет огромную потенциальную силу, но в данный конкретный момент практически лишён возможности влиять на ход событий (отсутствие демократических институтов), поэтому безмолвствует и точит косы.

2. Власть временщиков. Воспринимает страну как свою вотчину. Относится к ней как к случайному дару, который ценен не сам по себе, а как источник прибыли и полигон для садистских практик. Идеологически инертна. Единственное желание — самосохранение. Отсюда полный оппортунизм и готовность продаться кому угодно.

Но есть только один стратегически важный покупатель — Россия. Ведь Запад требует демократических реформ (а это для власти Лукашенко означает самоубийство). Поэтому большую часть финансовой поддержки Лукашенко получал из России (в обмен на кусочки суверенитета).

Сегодня Лукашенко стоит перед простым выбором:
А. Окончательно продать страну.
Б. Остаться без денег наедине со своим народом. Закончить как Чаушеску.

II. ЧТО ИЗМЕНИТСЯ ЗАВТРА?

Завтра в Конституции России может быть прописано право на присоединение “исконно русских земель”. Это мало что меняет в реальной российской политике, ведь отсутствие этой нормы не помешало присоединить Крым. Но это, как и история с “дорожными картами”, может стать последней каплей, которая изменит общественные настроения внутри Беларуси.

1. Народ. Резкое снижение численности нейтралов и такое же резкое повышение численности второй и третьей групп.

На фоне всенародного презрения и ненависти к Лукашенко, очень важно, как себя поведут патриотические и демократические силы. Если они покажут себя слабыми, то усилятся пророссийские настроения (“Путин — крутой мужик, он избавит нас от Лукашенко и наведёт порядок”). Если патриотические и демократические силы будут действовать смело, решительно (в первую очередь – против Лукашенко, которого ненавидит большинство), окажутся готовыми жертвовать ради своих взглядов и целей, то завоюют уважение и доверие народа. Это сделает возможным сохранение Беларуси как независимой нейтральной страны (финский путь, предложенный Народной Грамадой). Вариант с уходом Беларуси в ЕС и НАТО на данный момент является утопией, потому что поддерживается меньшинством населения.

2. Лукашенко. Растёт опасность потери власти. Но нет никаких реальных механизмом ответа на этот вызов. Он уже прошёл стадии гнева и отрицания и смирился с реальностью.
Поэтому его действия будут направлены на сохранение каких-то элементов своей власти. Цена, которую за это заплатит Беларусь, его не интересует. Идеальный для Лукашенко сценарий — это присоединение Беларуси на правах автономной республики и сохранение полного контроля Лукашенко над внутренней политикой автономии. Таким образом, Лукашенко становится новым Ахматом Кадыровым, а Витя или Коля — новым Рамзаном.

Россию (Путина) не очень устраивает чеченский сценарий для Беларуси, он предпочитает присоединение Беларуси в виде шести областей. Но торг продолжается. Характер его течения и результаты зависят от множества факторов внутренней и внешней политики России, а также от настроения Путина. От Лукашенко не зависит ничего.

III. ЧЕМ ВСЁ ЭТО ЗАКОНЧИТСЯ?

Два варианта.

1. Вариант, выгодный для народа в целом, а также для демократических и патриотических сил.

Площадь.

Предатель лишается власти, а Россия видит большое количество людей, готовых отстаивать независимость и демократию. В таких условиях Россия вряд ли пойдёт на вооружённое вторжение.

2. Вариант, который предпочитает Лукашенко.

Демократические и патриотические силы показывают слабость и неготовность к Площади-2020. Лукашенко “переизбирает” себя на выборах 2020 года.

Неизбежное присоединение Беларуси к России. Жёсткие репрессии против “сепаратистов” (патриотов). Террористические акты, переходящие в партизанскую войну, которая может длиться десятилетиями (исторические традиции + протяжённые границы с НАТО и Украиной).

Какой вариант выбирают патриотические и демократические силы?

С. Спариш