Классовая конкуренция в государственном капитализме

Недавно несколько белорусских анархистов были осуждены за изображения с надписью «Class war». Участники анархического движения пытались обжаловать приговор, т.к. изображения были опубликованы в Facebook’e до внесения «Class war» в список экстремистских материалов, но безрезультатно.

Ситуация специфична тем, что в каждом белорусском городе стоит памятник Владимиру Ленину, который призывал к классовой борьбе. В школьных и вузовских учебниках истории превалирует марксистский взгляд на исторические процессы, который рассматривает динамику производственных отношений и понимает историю человечества как историю классовой борьбы. Уместно привести цитату Энгельса: «Так как государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов; так как оно в то же время возникло в самих столкновениях этих классов, то оно по общему правилу является государством самого-могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетённого класса».

Как можно интерпретировать то, что изображения с надписью «Class war» попали в список экстремистских материалов? К. Маркс понимал закон как «волю господствующего класса». Возникает вопрос. Между какими классами идёт, толерантно выражаясь, конкуренция?

Классический марксизм выделял два основных класса: буржуазию и пролетариат. Очевидно, в белорусском контексте такая социальная классификация будет недостаточно релевантной.

Для того, чтобы выделить ключевые классы в социальной структуре белорусского государства, нужно определить общественный строй. Многие экономисты и философы определяют Беларусь как страну государственного капитализма. Государственный капитализм – это один из разновидностей капитализма, где государство является собственником средств производства.

Одним из ярких представителей концепции «госкапа» является английский троцкист Тони Клифф, который выделял бюрократию в отдельный класс. В Беларуси высокопоставленная бюрократия пользуется привилегированным положением и контролирует социальные, экономические и политические процессы в обществе. Такая монополия ведёт к политическому авторитаризму.
Несколько цитат:

«Следовательно, государственный капитализм в силу своей природы, в отличие от частного капитализма, исключает любую возможность широкой, хотя бы только формальной, политической демократии. Там, где государство является собственником средств производства, политическая демократия не может быть отделена от экономической демократии», писал Клифф.

«Обладая публичной властью и правом взыскания налогов, – чиновники становятся, как органы общества, над обществом. Свободного, добровольного уважения, с которым относились к органам родового общества, им уже недостаточно, даже если бы они могли завоевать его; носители отчуждающейся от общества власти, они должны добывать уважение к себе путём исключительных законов, в силу которых они приобретают особую святость и неприкосновенность…». И такие исключительные законы для государственных чиновников были изобретены. Они развращали властвующих чиновников, ибо «любая власть развращает». Энгельс.

То, что изображения с надписью «Class war» попали в список экстремистских материалов, и суд над белорусскими анархистами, можно интерпретировать как факт классовой борьбы, которую ведёт бюрократия с остальными классами.

Тайлер Дерден